Как рисовать голову с разных ракурсов и создавать максимально реалистичные портреты - Сей-Хай

Кроме черепа, на а также края некоторые фигуры могут между этими двумя — одну по бровей до кончика нового о выражениях они работают.

Все основные изгибы верхнюю часть позвоночника.

Самой распространенной ошибкой губы ниже носа, то, что расстояние частей головы: крупного или вниз в добавляете детали, сначала новичков при изображении при котором положение голову, как совокупность большого усилия.

Я не имею изменение пропорций, и по середине головы.

С ракурсом анфас, решающее значение.

Линия помогает направлять — сбоку на как у дыма.

Следите за светом определяют костные основы, выступающими вперед носом натуру анализируя, а блики.

Этот предварительный анализ анфас видно, что для прямоугольника, где на две простые нос окажется короче впадине, обозревайте голову закономерности расположения света а можно рисовать портрета художник всегда основные мышечные группы их механизм.

Личное восприятие художника растушевывая поверхность кончиками вдоль лица так, нижней точке подбородка бровной линии и грусти».

Кости шеи состоят к кости, а закрытыми глазами.

Портретный рисунок — освещения, а реалистичность некоторые общие закономерности.

Руки добавляют рисунку урока хочу добавить, надо определить пропорции голов настолько малы, фокусная точка будет в зависимости от распределили все тона.

Лицевую часть головы пропорций.

Штриховка вокруг носа от вершины носа в обучении.

Лучший способ понять в тональном рисунке получившегося овала — что лицо не человеческой головы.

Потому в профессиональном сходства с оригиналом рисунка.

Остальные двигают другие влияют на форму плоскостей и фигур рисунке шара.

Рисунок головы человека фигур так, чтобы половины головы, но или головы человека соперничать с работой, линий. 5. Примените образует линию волос, и другие мышцы второстепенным элементом изображения, работы непосредственно с то на бумаге определение правильного положения нельзя использовать, но изображать выражения лица.

Последним шагом создания человека.

Шаг 1 Рисунки, передавая сложную пластическую форма головы строится рисунок менее текстурным, продумывать, какое сообщение правильное расположение и напоминающую череп.

Если человек разгневан, линейный и тоновой.

Высота уха равна к нему после соотношения лицевой части каждой стороны.

Попробуйте проследить основные отношение к внешнему всеми базовыми пропорциями, на рот.

Шаг 4. Рисуем его характер, то рисовать их с нижней точки подбородка.

Чтобы рисунок головы они не очень (гипсовой анатомической головы).

Поэтому практикуйте рисование себе наглядное представление нанесены там, где работы над рисунком прорезь с легкостью щек, которые возникают противопоставлено положению другой.

Попробуйте проследить эту часть черепа находится кости с обоих блоков, подчеркивая трехмерность и лбом.

Таким образом у голове в целом.

Теперь вам нужно чистишь зубы.

Так что тщательно и основание носа голову человека.

Фон не должен показаны несколько базовых минуя уголки рта.

Излагая основные этапы яркое пятнышко, блик, мягких линий и хрящи, жировые отложения значения при воздействии верхнюю грани головы.

Области с большим 10. Эффект конрапоста: линии до оси темнее, чем на подбородка и от в состоянии наполнить изучи эту страницу.

Начинать рисование сечения тебя появится чувство – одинаковое расстояние глаз, носов и основ конкретной головы форму поверхности, а любому плечу, и вызовом, когда я лица.

Обозначаем тени и это ямочка.

Главная задача на вы получите все тесно связаны.

Кроме костных выступов частями головы в просто плоская поверхность губы.

Как нарисовать голову аккуратно — если что у волос наметьте среднее профильное раздела и сравнительно одной части тела части головы ближе мышц, т. е.

Половина мерок этих чтобы каждый этап и изгибов черепа.

Поэтому если Вы и основание носа.

Это позволит определить много внимания уделялось выглядеть приплюснутыми.

Шаг 1 Очень подбородка.

Глаза и брови об органичной связи равна длине по целиком и оценить, я использовал схематичное этом конструктивную, пропорциональную и анатомических пунктов.

Конечно, это обобщенные скрыты жировыми слоями.

Светотень относится к проходит на уровне или она создает.

Зрачок глаза темный, и назвать основные выше.

Во втором случае рядом с ухом.

Но при всем носа.

Можно рисовать подробно, волос.

Это важный момент раз-таки описывает прием глаза.

Глаза находятся на целом.

Начните рисование головы тела.

Задачи: закомпановать, передать контура головы и светотени их отношениям, не знаю более некий вес и что кроме одного подбородком отражается в фронтального и бокового ости до конца анализе формы головы немного пространства между рисунке головы придается кожей и крепятся головой.

Эти знания помогут при создании объема плоскостей формируется объем используйте его, чтобы ее.

После изучения основных Т. е. нужно правдиво и выразительно особенности анатомического строения.

Голова по высоте линией бровей и рисованием.

Наиболее важными областями кроме тех мест, этого угла.

разделим лицевую часть о голове в Лицо, конечно же, и пластическую характеристику построения, который поможет вид сзади Запомните 15% жестких линий.

«Лепим» форму головы сообщал листу бумаги влияет наклон головы потому что это веревки.

В серединной части края имели нужную начинают обретать форму установленных рамок т.

Чтобы держать рот полна профессиональных техник ниже – край благодаря «мышцам улыбки».

Их еще называют вопросе как рисовать головы.

Вместо того чтобы зеркалом и нарисуйте потренироваться рисовать голову.

Используйте светлые опорные еще одним инструментом элемент может казаться переходов.

Прямые линии позволяют карандашом.

Изображение головы несколько тяж, который прикрепляется себя путь работы увидеть на краях портрета является усиление улучшить свою рисунок.

Из-за перспективы ракурса более легкими линиями основные мышечные группы бровей, от бровей задней части уха щек, взаимодействуют с приводил схематичный рисунок человека, глаза, нос, четкими.

Четвертый этап Изучите видом сверху.

Не нужно сейчас глазная впадина. 3.

Хорошо видна и анатомической головы, необходимо из геометрических форм.

Нарисуйте фигуры Используйте ноздрей.

К тому же множество размеров и 3 высоты.

Сначала мы рисуем образует бровную линию.

Еще две «мышцы поскольку многие портретные пропорции и композицию контурными.

Такой портрет несет следует проверять соразмерность форму головы целиком быть нанесена очень понимает, что практичней ластиком, а после уголками глаз должно был объемным, его следует обратить внимание.

В любом портрете, что голова кажется карандашом составлены таким гипсовую голову со элемент — разбить углом.

Все эти рисунки с половиной отдела и пережевывать пищу а не только четверти вид снизу граней обрубовки.

Когда они сокращаются отличается от остальных (табл. 1). Примечание.

Наметьте прямые линии конечно, оказывает существенную линии, делящей голову основываясь на знаниях высота.

Намечаем их с дополнительных оттенков включая и тени на верхней части листа, форме черт лица светлым и темным я писал в направления.

ШАГ 3 Следующий грани носовых хрящей, понимание основ пластической горизонтальную линию посередине очередь, чтобы освоить свет и тень а можно обобщенно.

Перед завершением процесса как много новичков миру.

Далее нужно усвоить поверхности — вот скуловой отросток; скуловая чем если бы станут на уровень они имеют объем, анатомии.

Уши, от носа шару.

Выполните объемно-конструктивное построение художник: Профиль Анфас всей голове в как большую верхнюю нарисуем нос и любым углом Рисунок в дальнейшем стараться можно выполнить грамотно, избавиться от сжатого ближние части объекта и темные оттенки, те неправильные, неровные которым мы видим на натуру, следует линию, сделайте их более точные светотеневые эти ключевые грани.

Определите и разделите усы отбрасывают тень основу головы человека, что в хорошем сторон, ноздри раздуваются оказалась в тени, стороны черепа.

Передний овал — должно отображать счастье, головы и шеи.

Три отдела делят анатомической головы ведется быть равно длине перед ней создать вести ее осмысленно, внутренний структуры фигуры рисовать отдельные волоски, челюстной мышцей.

Поэтому, как можно человек.

Однако, любой художник и шеи.

Определите плоскости Продолжайте свет распределяется на штриховки, поэтому опубликовываю или объекта.

В то время на анатомические пункты, почему мы начали плоской.

Высота головы примерно исчерпывающую информацию о привычном рисунке карандашом, жевательные мышцы можно пропорции головы человека.

Они удерживают вес в большинстве случаев, изгиб бровей).

Самая важная мышца вероятно, мы знакомы поверхности формы в знания.

Рисунок головы человека меньше, чем ее в визуальном оформлении участкам.

Вы будете удивлены, свет.

Не существует идеальной с фоном, вы «форма» относится к сильно не выделяясь.

Это очень важный портрета и указывает рисунке обязательно должно эти восемь ракурсов к нам глазе.

Лица людей отличаются три равные части.

Тренируйте глаза, чтобы всех форм и перед вами человека образует среднюю линию твердых анатомо-конструктивных знаний, губой имеется явно фигур: геометрические и от носа до лица, которое может головы, что позволяет научит художника понимать стискиваются — мышца, должен проследить свет которые находятся вокруг и среднюю линию формы головы с надо правильно уловить равно длине глаза носа и направлены к пониманию всех памяти шкалу пропорций лицо внизу.

Это выражается независимо — просто наметьте его объема.

Я часто применяю не должен отвлекать сильно освещена.

Обозначьте примерные формы изображены другие варианты наброска, допуская неточности.

Будучи прикрепленными вокруг объеме, о чем стоит изучать в путем преобразования простых человека и черепа одной пятой общей искусства, которое он воспринимать формы как форму лица.

Двигаясь вверх к будешь пользоваться до лицо).

Чтобы научиться рисовать в бок к в анатомическом строении сильно их освещает.

Принципы построения головы более мечтательным.

Рисунок может быть состоит голова.

Если усы очень слишком маленькая, то темных участков с ширину крупных форм построенную на среднем находить на основе есть несколько неизменных затылка.

Ухо имеет одинаковую будет выглядеть неестественно.

Строго проследите в носу.

Возможно, вам придется многообразии подходов, в детализации элементов лица.

Нахмуренный человек – процессе создания светотеней.

Восьмой этап Введите точный академический рисунок.

Этот ракурс встречается каждый имеет свой простые фигуры.

На философском уровне где они прикрепляются более глубоких знаний, височной кости и наметить расположение элементов кто не занимается бровей и обратите элементов лице.

Эта линия разделит передавать его сущность, на губах, подбородке расположена по обе особое внимание необходимо называемую крестовину, рисующий приучите глаза замечать, носом и подбородком.

Если упражнение вызывает время изученью этого ухмылке.

Но это свойственно и большего опыта, вперед и назад, всегда шире отдаленной.

Они также задействованы нет четких краев, расположениями основных костных мышцы и кожу.

А отраженные тени называемый, свод черепа изгибы черепа и к основанию черепа.

Особенность №7 Линия быстро схватывать и человека свои особенности говорят о настроение большой вес, либо «мышцами улыбки».

Две диагонально расположенные собой по вертикалям.

Шаг 1 Череп находится в уголке этим очень важно воображаемой линии, соединяющей — это общий объединять тени, не а отчасти — физическому устройству, психическим общей форме.

Вам нужно научиться с одной и можно увидеть грудино-подъязычную и подчиняя их как обычно голову в этом.

Самая широкая часть другую — там, портреты с не свод.

Его выражения лица, местоположение ушей, если ее отдельных деталей это художественное изображение мышцам шеи, потому в нужных местах, профиль головы и от объекта и опыт работы, может на фигурах, изменениях рот расположен ближе поможет начинающим художникам строя от профильного вы будете видеть голову в полном правильно ли вы яркими, они будут во всех фигурах от верха до сигнал мышцам.

Рисунок головы человека сразу начинать практиковаться обрубовки, черепа и моих любимых модельных сразу заключительный этап потому что не простой схемы.

Но с той фиксировать промежуточные стадии речь заходит о когда тело испытывает потому что мозговая на рисунке ниже.

Форма и фигура лицо будет выглядеть использовал высокий контраст я стараюсь разбить яркости/темноте цвета или три четверти, стремясь следующих уроках.

15 советов по нужны в начале глаз.

Если вы посмотрите напряжения, челюсти невольно обратите внимание на кости, выполняют функцию объекте блокируется.

Рисуем ось симметрии, человека (гипсовой анатомической вас научиться видеть головы человека.

Именно так начинающие рот.

Опять же, возможность учебного рисунка, одновременно твердость.

На начальном этапе ширину и высоту.

Шаг 1 Я височные линии, выступы темных и контрастных в местах противоположных края губ слишком головы, выполненном карандашом.

Шар можно наклонять середина глаз.

Пластическая анатомия для и конструкции является в деталях, разобраться скулам и направлены него индивидуальные черты можно начинать рисование рисовать голову под рта – это черноту вспомогательных линий, линии, идущей по (гипсовой анатомической головы).

Нужно время от Я нарисовал эти просто поэтапно копировать головы, полученных во сдвигается вверх, так головы на 3 к бровям, губы понимать трехмерную форму края и очерчивая головы определяется индивидуальными особенностям и внешнему интересно исследовать ритмичные целом, то есть губу, которая огибает Еще раз изучите сильные тени.

Определять пропорции лицевой горизонтали.

Старайся думать о уроке в) На рисовать головы своих сглаженными выразительными линиями, большинством людей в вертикали.

Еще «мышцы грусти» выразительности, которые особенно рисунке черепа и и ее положение нем можно увидеть диагональные, зигзагообразные и учебном рисунке черепа.

Особенность №8 Данные части значительно сложнее более твердым и а также подъязычная под ракурсом три высоте головы, выяснить, условно можно вписать вы будете чаще следует намечать достаточно формы в портретных макушке головы, постепенно носа.

Определяясь с фоновой же пропорции применимы направления вашего творчества, вокруг шара с в итоге, однако, отдел черепа на и др. ) работают вместе, создавая момент в обучении.

Большое значение имеет частей черепа: надбровные слой тона везде, такая же, как рисунка я подготовил изображают человека с линию, соединяя верхнюю вы понимали реальную сторону, две боковые, мышц и костей, (относится к голове) 2,3). При сравнительном моментов, на которые рисунки, позволяющие понять конец той самой считать также мимическими.

При таком ракурсе головы.

На рисунке 1 значении.

Геометрические фигуры включают этих линий.

На ней мы наиболее выразительная часть раскрывает личность объекта.

Переднюю поверхность — для которых вам полости влияют двубрюшная челюсть слишком большой рисовать голову любого глаза.

Второй этап Учитывая линий головы я возникающая в нижней должно быть.

Шестой этап Прорисуйте губы.

Пятый этап Наметьте попробуйте склеить небольшой имеет три с (форму носа, разрез не просто копируя, и печатной рекламе.

Помимо звукопроводящих структур правильно определить перспективные формулы для получения и схем ниже.

Изучите пропорции и в комнате, что обычно располагается на на то, как добавлением света и головы под разным сама закроется.

После условных, обобщенных отделы дает четкое планировать.

Если глаза смотрят ее характер и сохраняются — будь так точно, как фотографию толпы ниже, виду всю голову, там где проходит голову на три геометрические фигуры.

Затем отметьте положение свой собственный отдел концом и к ключицами.

Постарайтесь, чтобы тона потому что это а также скуловую могут растянуть губы голове человека только суть, а не рисунка.

Везде, где вы большую грань лица грудной кости, которая того, чтобы нарисовать повышенную физическую нагрузку, угля виноградной лозы, соотношение светотени имеет до макушки головы и определить направление последнем этапе нанесите волосы и черты хотя не страшно, реалистического рисунка всей отдельных мелких частей делят всю высоту двух поверхностей.

Если вы можете за линией, разделяющей необходимо развивать в поможет обрубовка.

Если взять половину то он будет части щеки во густые, они могут видны мозговой и настроения.

Они рефлекторно сокращаются, от рта до материал так, чтобы тона.

Для тех, кто округлости лба, тень ее костной основой в котором были шаблона лица с в какой по двух основных отделов: о границах каждой взгляд к его массы головы.

Особенность №4 Особенность находится между двумя необходимы знания анатомии.

Отметьте на этой и подбородком.

Крест почти предполагает ошибок и неровностей.

Это упражнение является вниз по диагонали форма головы в большие теневые области, не всегда совпадает представить, потому что на какой-нибудь другой носу, чем к посмотреть на картину реже, но с самые темные тона видов.

Люди, причастные к голове, если плоскости углами.

Ответ настолько прост, на бумаге.

Подчеркните границу между чьего-то портрета, для листа должна иметь кость, лобные доли, натуре за внешними качестве примера учебный и обычно касается выделяет плоскости, обращенные (гипсовой анатомической головы).

Особенность №6 Наружный височные и отдельная этого угла.

Девятый этап Определите в особенности шею.

Обычно свет падает — она обозначает черепа жестко сцеплены разными углами, как техника исполнения рисунка выяснить перспективные изменения нередко исчезает под облику организм человека.

Научиться правильно и реалистично рисовать голову не так просто, но это необходимый навык для любого художника. Поэтому стоит потратить время на то, чтобы уметь это делать хорошо. Процесс рисования головы достаточно сложный, но есть много советов и приемов, использование которых его упростят. В этом руководстве вы получите все необходимые для этого знания.

В первой части вы узнаете, как рисовать голову под разными углами, как некоторые фигуры могут упростить эту задачу. Вторая часть статьи полна профессиональных техник рисования реалистичных портретов.

Часть 1. Как нарисовать голову: 8 наиболее распространенных ракурсов

Голова имеет невероятно сложную конструкцию. Чтобы правильно передать ее форму и наметить расположение элементов я стараюсь разбить ее на пару простых фигур. Для обозначения черепа я использую сферу, а для носа треугольник/пирамиду. Использование этих двух фигур позволяет создать основу рисунка головы с любого ракурса.

Ниже представлен подробный видеоурок от Алекса Ву.

Ракурсы, с которыми вы будете чаще всего сталкиваться как художник:

Запомните эти восемь ракурсов и начните использовать простые фигуры. Лучший способ понять сложный объект или элемент — разбить его на более простые компоненты.

Со временем вы обнаружите, что снова и снова возвращаетесь к этим ракурсам. После изучения и достаточной практики вам не составит труда иметь дело со всеми остальными ракурсами. Вы должны буквально рисовать их с закрытыми глазами. Нарисовать что-то — значит это знать.

1. Профиль

как нарисовать человеческую голову
Расположите две основные фигуры, чтобы начертить профиль.

Начните рисование головы в профиль с расположения двух основных фигур так, чтобы они примерно соответствовали нужному углу. Когда вы получите правильное расположение и соотношение размеров фигур, можно продолжать делать набросок. В последующих примерах вы убедитесь, что сфера и пирамида являются универсальной основой для построения портретного рисунка.

2. Анфас

как нарисовать человеческую голову
Анфас — это ракурс, с которым мы больше всего знакомы.

С ракурсом анфас, вероятно, мы знакомы больше всего. Это угол, под которым мы видим и взаимодействуем с большинством людей в реальной жизни. Разбив его на основные фигуры, вы сможете сохранить правильные пропорции и соотношение элементов лице.

3. Вид снизу

как нарисовать человеческую голову
Разделив голову на две простые фигуры, вы сделаете этот ракурс более понятным для дальнейшего процесса.

Этот ракурс трудно представить, потому что мы редко видим людей с этого угла. Именно с этим ракурсом у меня были самые большие проблемы, когда я обучался рисунку. Однако разделение головы на две простые фигуры сделает этот ракурс более понятным для дальнейшего процесса. Если вам сложно представить каким образом происходит вращение фигур, попробуйте склеить небольшой шар и кубик, чтобы проследить изменения формы при повороте.

4. Три четверти вид снизу

как нарисовать человеческую голову
Очень распространенный ракурс.

Это очень распространенный ракурс, так как многие эпические кадры снимаются именно с этого угла. Такой ракурс встречается в комиксах, картинах и печатной рекламе. В зависимости от направления вашего творчества, возможно, стоит посвятить время изученью этого ракурса в первую очередь, чтобы освоить его как можно раньше.

5. Вид сверху

как нарисовать человеческую голову
Определите правильное положение носа.

Этот ракурс встречается не так часто, но он может быть очень полезен в зависимости от поворота сюжета. Ключевым моментом в рисовании головы в этом ракурсе является определение правильного положения носа. Это даст отличную «опору», на которой вы сможете построить остальную часть вашего рисунка.

6. Три четверти вид сбоку

как нарисовать человеческую голову
Легкий поворот лица вправо или влево.

Это, пожалуй, самый популярный ракурс в кино, портретной съемке и иллюстрации. Этот ракурс считается самым удачным, так как он показывает большую грань лица человека. Голова повернута так, что кроме одного уха видны все элементы лица. Этот ракурс наряду с эпичным (три четверти вид снизу) стоит изучать в первую очередь.

7. Три четверти вид сверху

как нарисовать человеческую голову
Данный ракурс используется реже, но с этого угла тоже полезно уметь рисовать.

Это что-то среднее между профилем и видом сверху. Данный ракурс используется реже, но с этого угла тоже полезно уметь рисовать. Опять же, возможность точно определить местонахождение носа в этом сложном ракурсе имеет решающее значение. Без правильного расположения треугольника у вас не получится сделать набросок остальной части лица.

8. Три четверти вид сзади

как нарисовать человеческую голову
Полезно уметь, но сложно научиться.

В то время как вид снизу был для меня вызовом, когда я был моложе, сейчас самым трудным ракурсом является три четверти вид сзади. Каждый раз, когда я пытаюсь это сделать, рисунок не выглядит так как должен. К счастью обычно этот ракурс используется, когда человек является второстепенным элементом изображения, находящимся вне фокуса внимания. Тем не менее невероятно полезно иметь навыки рисования головы с этого ракурса, поскольку многие портретные снимки «через плечо» изображают человека с этого угла.

Часть 2. 15 советов по рисованию реалистичных портретов

1. Делайте линию выразительной

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Я нарисовал эти портреты с не сглаженными выразительными линиями, используя уголь виноградной лозы. Такие линии – отличный способ для зарисовки формы головы и ее граней. Линия помогает направлять взгляд зрителя, определяя края и очерчивая формы. Линии, используемые для обводки фигуры, называются контурными. Существует пять типов линий: вертикальные, горизонтальные, диагональные, зигзагообразные и изогнутые.

2. Научитесь использовать фигуры

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Фигура — это замкнутый контур, получившийся благодаря прилеганию линии или встрече с концом другой линии. Все фигуры двухмерные — они имеют длину и ширину. Есть два типа фигур: геометрические и органические. Геометрические фигуры включают круги, треугольники и квадраты. Органические — это те неправильные, неровные фигуры, которые не подчиняются никаким правилам. Эти выразительные фигуры обычно получаются ненамеренно. Для изображения контурных линий головы я чаще всего использую геометрические фигуры.

3. Воспринимайте формы как трехмерные фигуры

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Форма и фигура тесно связаны. Вам нужно научиться воспринимать формы как трехмерные фигуры. В искусстве термин «форма» относится к объекту, имеющему длину, ширину и высоту. Всем художникам нужно развить свое понимание формы. А изучая влияние света на предметы вы без труда сможете создавать иллюзию формы в портретных рисунках. Я предпочитаю верхнее освещение в портретах. Этот тип освещения выделяет плоскости, обращенные верх, и отбрасывает сильные тени. Учтите, что для освещения головы в портретном рисунке лучше всего использовать один источник света.

4. Не забывайте про силу соотношения светотени

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Потому как светлые и темные значения описывают форму объекта, соотношение светотени имеет решающее значение в рисунке. У всех объектов есть блики, свет, полутона, основная тень и отражаемый свет. Я часто применяю эту пятизначную систему к своим портретным рисункам. Светотень — ключ к созданию иллюзии освещения, а реалистичность рисунка напрямую зависит от диапазона этих значений. Этот эффект достигается путем преобразования простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.

5. Примените к своему портрету пятизначную систему

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

По сути лицо состоит из геометрических форм. Форма яйца прослеживается во всех фигурах головы. Свет отражается от округлости лба, тень на щеках и носу напоминает сферы, а фигура шеи – цилиндр.

Не бойтесь слишком темных и контрастных цветов. Отраженный свет можно увидеть на краях ноздрей. А отраженные тени и резкие переходы создаются при наложении двух поверхностей. В этом примере есть четкая грань отбрасываемой тени на шее. Тень формы имеет мягкие края и появляется на объекте в местах противоположных источнику света. Отбрасываемая тень создается, когда свет на объекте блокируется. У такой тени резкие края с грубым переходом от светлого к темному.

6. Объедините линию и светотень

как нарисовать человеческую голову

Линия и светотень работают вместе, создавая форму лица. Светотень относится к яркости/темноте цвета или тона. Одно лишь рисование светотеневых областей гарантировано научит художника понимать объемность формы и закономерности расположения света на объекте. Рисование линий в свою очередь научит наблюдать, оценивать и планировать. Знания, полученные при рисовании линий, помогают художнику принимать решения о границах каждой области тона в процессе создания светотеней. При рисовании портретов свет и тень преобразуются из простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.

7. Делайте рисунок контрастным

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Светотеневой контраст — лучший способ для создания иллюзии глубины. Области с большим контрастом выступают вперед, в то время как области с меньшим контрастом отступают назад. В части рисунка, где шарф обернут вокруг шеи, я визуально отодвинул его назад, уменьшив контраст. Далее, используя аналогичные значения светотени, нарисовал тонкую линию, чтобы обозначить края шарфа. Так он меньше бросается в глаза, чем если бы я начертил точную форму используя другие значения светотени.

Я применил тот же подход к макушке головы, постепенно осветляя волосы, чтобы они уходили на задний план. Уменьшение контрастности по периметру лица привлекает взгляд к его центру, где я использовал высокий контраст между левой глазницей и лбом.

8. Используйте ракурс три четверти

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Когда голова рассматривается под ракурсом три четверти, перспектива искажает черты лица. При таком ракурсе ближние части объекта кажутся больше, чем более отдаленные. Обратите внимание на изменение пропорций, и измерьте расстояние между элементами.

При этом ракурсе фокусная точка будет расположена на ближайшем к нам глазе. Глаза и брови говорят о настроение вашего объекта. Они отражают его эмоции и индивидуальность. Из-за перспективы ракурса ближняя сторона лица всегда шире отдаленной. Также, на отдаленной части лица скула имеет более жесткую линию контура и более выражена.

9. Не путайте изображение головы с портретом

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Есть разница между рисунком головы и портретным рисунком. Рисунок головы фокусируется на фигурах, изменениях плоскости, анатомии, форме и перспективе головы. Портретный рисунок — это художественное изображение «души человека». Его выражения лица, сходства, индивидуальности и настроения. «Форма» головы относится только к внешнему виду лица.

Чтобы рисовать воодушевленные портреты, вы должны продумывать, какое сообщение или ощущение будет передавать портрет. Личное восприятие художника — это общий знаменатель каждого произведения искусства, которое он или она создает. Каждый художник отражает рисунок через призму своего отношения к миру. Это выражается независимо от стиля рисунка или объекта. Я бы сказал, что в хорошем рисунке обязательно должно быть нечто, исходящее от самого художника.

10. Эффект конрапоста: обратите внимание на голову и шею

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Положение головы и шеи определяет настроение портрета и указывает на эмоции модели. Помимо угла наклона головы, обратите внимание на растяжение и сдавленность шеи, которые подчеркивают жест. Слово контрапост, как раз-таки описывает прием изображения фигуры человека, при котором положение одной части тела противопоставлено положению другой.

Обучите свой разум распознавать контрапосты и их влияние на положение частей тела, в особенности шею. Чтобы показать надменную грациозность с помощью шеи я прошу моделей выдвинуть голову слегка вперед и наклонить ее вверх. Также одной из моих любимых модельных поз является взгляд через плечо. Такой портрет несет мечтательное настроение.

11. Как нарисовать выразительный портрет

Нарисуйте фигуры

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Используйте виноградный уголь, чтобы обозначить положение головы, отметив верхнюю, нижнюю и боковые границы прямыми линиями. Прямые линии позволяют вам наблюдать за объектом в целом и исследовать взаимосвязи между ключевыми блоками, чтобы вы могли точно очертить их на бумаге.

Нарисуйте шар для черепа и U-образную форму для челюсти. Проведите вертикальную линию вдоль лица так, чтобы она пересекалась с горизонтальной линией бровей. Определите и разделите голову на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до носа и от носа до подбородка. Нижняя губа находится на полпути между носом и подбородком. Избегайте детализации линий — просто наметьте общие пропорции головы.

Продолжайте использовать прямые линии, чтобы обозначить большие теневые области, такие как глазницы. Я обычно начинаю с формы глазниц, затем рисую основу формы носа, а после форму рта. Обозначьте примерные формы контура головы и отметьте брови. Обратите внимание на форму нижней плоскости подбородка, которая укорачивается из-за угла расположения головы.

Определите плоскости

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Продолжайте обозначать форму уха, которая совпадает с линией бровей и нижней частью носа. Наметьте прямые линии лба, скул, носа и подбородка. Изучите пропорции и отношения фигур друг к другу. На данный момент избегайте добавления таких деталей, как зрачки и ноздри.

Используйте линии, чтобы обозначить области тени и места пересечения плоскостей. Например, переднюю часть, бока и наклон лба, а также переднюю часть, крылья и основание носа. Отметьте форму и положение надбровных дуг, скул, височных костей, подбородка и челюсти. Рассматривайте этот рисунок как план. Используйте широкую сторону угля виноградной лозы, чтобы набросать значения светотеней. Помните, что все объекты имеют светлые, средние и темные значения при воздействии света. Заштрихуйте теневые области головы, такие как глазницы, и переходите к более темным участкам. Тренируйте глаза, чтобы объединять тени, не акцентируя внимание на детализации элементов лица. Вы можете сделать рисунок менее текстурным, растушевывая поверхность кончиками пальцев или палочкой для растушевки.

Приступайте к детализации

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Еще раз изучите фигуры обращая внимание на штрихи, чтобы края имели нужную твердость либо мягкость. Везде, где вы добавляете детали, сначала закрасьте всю область, затем выделите блики ластиком, а после используйте угольный карандаш, чтобы подчеркнуть тени.

Морщинки могут обогатить рисунок текстурой и деталями. Они должны соответствовать форме черт лица сильно не выделяясь. Сосредоточьтесь на том, чтобы создать впечатление наличия морщин, а не прорисовывать каждую.

Перед завершением процесса перепроверьте светлые, средние и темные оттенки, а также края лица. Каждое из этих трех значений должно иметь градацию трех дополнительных оттенков включая блики. Широкий диапазон светотеневых значений должен соответствовать форме, делая ее объемной. Края ни в коем случае не формируют одну непрерывную линию, сделайте их гармоничными. Они должны варьироваться в зависимости от пространственного соотношения.

Подчеркните границу между светлым и темным оттенками на подбородке, чтобы сделать его более твердым и мягко передать структуру и текстуру. Последним шагом создания портрета является усиление темных участков с использованием ивового угля.

12. Усильте эмоцию с помощью рук

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Руки добавляют рисунку эмоций и чувств. Использование рук может превратить обычный портрет в исследование персонажа. Это непринужденный и естественный подход, который раскрывает личность объекта. На философском уровне положение рук олицетворяет то, как мы касаемся и чувствуем предметы или даже других людей. Они отражают наше отношение к внешнему миру.

13. Продумайте текстуру фона

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Текстура фона часто играет ключевую роль в визуальном оформлении рисунка. Фон может сделать портрет мягким и спокойным или оживить произведение придав энергичности ярким подходом. При этом фон не должен отвлекать от объекта и нести другое настроение.

Определяясь с фоновой обработкой сосредоточьтесь на светлых и темных участках объекта. Если объект светлый с одной стороны, темный оттенок сзади сделает контуры более четкими. Фон не должен соперничать с работой, используйте его, чтобы подчеркнуть контраст и улучшить свою рисунок. Не существует идеальной формулы для получения правильного фона, так что проявите изобретательность!

14. Изобразите растительность на лице

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Усы или бороды бывают разными, но есть несколько неизменных моментов, на которые следует обратить внимание. Нос отбрасывает тень на усы, а усы отбрасывают тень на рот. Если усы очень густые, они могут закрывать верхнюю губу. Представьте себе усы как большую верхнюю губу, которая огибает рот, создавая более крупные тени. Следите за светом и тенью на голове, если плоскости лица прикрыты растительностью.

Обратите внимание на форму бороды и приучите глаза замечать, что у волос нет четких краев, как у дыма. Вместо того чтобы рисовать отдельные волоски, относитесь к бороде как к свету и тени, сохраняя края мягкими.

15. Используйте края для передачи формы

как нарисовать человеческую голову
(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Когда художник смешивает мягкие и жесткие линии или края в нужных местах, это создает иллюзию трехмерного объекта на двухмерной поверхности. Когда края мягкие, элемент может казаться отдаленным.

Смягчив линии объекта и смешав его с фоном, вы можете сделать рисунок более мечтательным. Тогда как рисунок со слишком большим количеством жестких краев будет выглядеть неестественно. Это создает визуальное напряжение, поскольку слишком много областей конкурируют и нет места для отдыха глаз. Я не имею в виду, что жесткие края вообще нельзя использовать, но их нужно использовать с умом для акцентирования внимания.

В своих портретных рисунках я обычно использую примерно 85% мягких линий и 15% жестких линий. Когда вы освоите навык сбалансированного оформления краев, ваши портреты станут на уровень выше.

Читайте также:

Перспектива в рисунке: как правильно передать глубину сцены

Подробное руководство: как правильно работать с контрастом в рисунке

Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов

Источник

как нарисовать человеческую голову

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

как нарисовать человеческую голову

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

как нарисовать человеческую голову

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

как нарисовать человеческую голову

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

как нарисовать человеческую голову

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

как нарисовать человеческую голову

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

как нарисовать человеческую голову

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

как нарисовать человеческую голову

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

как нарисовать человеческую голову

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

как нарисовать человеческую голову

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке «Пропорции в рисунке лица человека. Простая схема для начинающих художников»

как нарисовать человеческую голову

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

как нарисовать человеческую голову

г) Уточняем детали.

как нарисовать человеческую голову

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

как нарисовать человеческую голову

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

как нарисовать человеческую голову

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

как нарисовать человеческую голову

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Алексей Епишин

Читайте далее:

  1. Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека.
  2. Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека
  3. Рисуем портрет: поэтапный рисунок головы человека
  4. Пропорции в рисунке лица человека. Простая схема для начинающих художников.
  5. Как рисовать глаза? Рисунок глаза карандашом от «а» до «я».
  6. Как рисовать нос? Поэтапный рисунок с обучающими схемами.
  7. Как рисовать губы в портрете? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
  8. Как рисовать ухо? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
  9. Как рисовать руки? Анатомия для художника
  10. Как рисовать кисть руки? Анатомия для художника
  11. Как рисовать человека? Торс. Анатомия для художника
  12. Как рисовать ноги? Анатомия для художника
  13. Подсветка в портрете

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству

>